Библиотека

Библиофонд

Литературная гостиная.

ПРАВИЛА
пользования библиотекой лицея

1. Общие положения
1.1. Типовые правила пользования библиотекой лицея регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей библиотеки, права и обязанности библиотеки и читателя и являются основой для разработки и утверждения директором учебного заведения Правил пользования библиотекой.
2. Права читателей
2.1. Право пользования библиотекой имеют студенты, педагогические работники и другие сотрудники лицея, родители студентов лицея.
2.2. Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, порядке доступа к документам и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации.
2.3. Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.
2.4. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.
2.5. Избирать и быть избранными в совет библиотеки и принимать участие в его работе.
2.6.Обжаловать в установленном законодательством порядке незаконные действия сотрудников библиотеки, ущемляющие читателя в правах.

3. Порядок пользования библиотекой
3.1. Студенты лицея записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками групп. Сотрудники лицея и родители — по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.
3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.
3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя.
3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на 7 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.
Примечание. Срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других читателей.
3.5. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.
3.6. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек.
3.7. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются.
3.8. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.

4. Ответственность и обязанности читателей
4.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения
для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.
4.2. При выбытии из лицея читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.
4.3. Читатель обязан:
- возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;
- не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета;
- бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы);
- соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду;
- при получении документов из фонда читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.
4.4. Читатель, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший
ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным.
4.5. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители или опекуны, попечители, под надзором которых он находится.
4.6. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

5. Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей.
5.1. Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте.
5.2. Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке.
5.3. Не использовать сведения о читателях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.
5.4. Давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде.
5.5. Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.
5.6. Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами.
5.7. Систематически информировать читателей о вновь поступивших документах.
5.8. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.

Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской –
Начиная с Букваря!
(С. Михалков)

Роль книги в воспитании студента
В 16-17 лет ребята очень активны и любознательны: им хочется знать все, появляются вовсе не детские вопросы. Иной раз родителям трудно сформулировать ответ: в двух словах не объяснить, что такое «любовь», «предательство», «бескорыстие». Лучший ответ дадут книги: есть замечательные произведения, в которых говорится о непреходящих нравственных ценностях. Предложите своему ребенку прочитать следующие произведения: Г. Мало. «Без семьи» Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста» или «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим». Ребята познакомятся с героями, на долю которых выпали тяжелейшие испытания. Однако они не «сломались», а, наоборот, стали сильнее, добрее, терпимее к людям, научились находить выход их самых сложных ситуаций.


Бабочка
Один маленький мальчик гулял в парке и увидел незабываемое явление — рождение бабочки. Она прилагала огромные усилия, чтобы выбраться из своего кокона на свет. Прошло уже много времени, но ей всё никак не удавалось освободиться от своего когда-то уютного, а теперь маленького и тесного дома. Казалось, что она бьётся из последних сил. Но у неё так и не получалось расправить свои красивые нежные крылышки.
И тогда мальчик решил помочь бабочке. Он хотел разорвать кокон и выпустить бабочку на волю. В это время к мальчику подошёл отец. Он увидел, что собирается сделать его сын и остановил его.
- Если ты поможешь бабочке, то очень повредишь ей. Природа мудра. Она каждому из нас даёт только те задания и трудности, с которыми мы в состоянии справиться. Когда бабочка рождается, то тренирует свои крылья. Эти усилия очень важны для неё. Если ты поможешь ей, то она останется слабой, её крылья не окрепнут как следует. И встретившись на своём пути с первым дуновением ветерка, она не сможет справиться и погибнет.
Мальчик всё понял.
________________________________________
Ведь точно так живут люди. Каждое препятствие, встретившееся на нашем пути, делает нас сильнее и даёт возможность дальнейшего роста и совершенствования.

Мешок картошки
Однажды учитель заставил каждого из своих учеников принести чистый пластиковый мешок и сумку с картофелем. Для каждого человека, которого они в своей жизни отказались простить ученики должны были выбрать картошку, написать на ней имя этого человека и дату и положить в пластиковый мешок.
Некоторые мешки были достаточно тяжелые, другие немного легче. Далее учитель сказал своим ученикам, чтобы те носили эти мешки с собой целую неделю, ночью оставляя их около кровати, во время поездки в машине на соседнем сиденье, или на своем столе во время работы. Естественно картошка скоро стала портиться и становиться склизкой.
Получив такой опыт ученики осознали, что такой же груз непрощенных обид, только духовный, они постоянно носили с собой. Это стало потрясающим примером той цены, которую они платили за то, что сохраняли в себе боль и негативные эмоции.
Слишком часто мы думаем, что прощение это подарок другому человеку. Конечно, это правда, но лишь отчасти. Потому что это еще и величайший подарок самим себе!

Поэтому в следующий раз, когда вы решите, что не можете кого-то простить, спросите сами себя:
Разве мой мешок недостаточно тяжел?
У кого руки чище?

Два ученика пришли учиться в мастерскую знаменитого скульптора. Учитель сказал им: «Сначала вам нужно научиться работать с камнем. У меня во дворе лежит большая каменная глыба. Обтешите ее с двух сторон так, чтобы получились ровные плоскости. Я вернусь вечером и посмотрю вашу работу». Затем скульптор дал ученикам инструменты и ушел.
- Я не буду заниматься скучной работой. Такую грубую работу любой каменотес может выполнить. Я хочу быть скульптором, а не каменотесом, — заявил один ученик.
- Не стыдно потеть за работой, если берешься с охотой, — сказал второй ученик и принялся за дело.
Первый ученик ушел и весь день отдыхал. Он вернулся только под вечер, когда вся работа была сделана. Позже пришел учитель и, не посмотрев на работу, попросил учеников показать руки. У первого ученика руки были чистыми и ухоженными. У второго – все руки были в мозолях, ссадинах и каменной пыли.
- Я сейчас вымою руки, учитель, — сказал он, покраснев.
- Чистые руки мыть не нужно, — заметил учитель.
- Чистота – лучшая красота, — заявил второй ученик и с гордостью оглядел свои розовые руки.
- Руки лентяя лишь с виду чисты. По-настоящему чисты вот эти руки, — сказал скульптор, показав на пыльные руки второго ученика. – Они весь день трудились и честно сделали всю работу.